Опыт работы Боканёвой Е.Ю.

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации конструктивной и исследовательской деятельности.

Актуальность.

Век компьютерной техники предоставляет новые возможности и направления в работе с детьми. Реализация ФГОС дошкольного образования требует создания инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы получает развитие использование робототехники и конструктивного проектирования в детском саду, и в школе.

Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Инновационным прорывом в новых формах конструктивного проектирования становится Электронный конструктор "Знаток". Эта чудо-игра поможет малышу с пользой провести время и на практике познакомит с законами физики и электроники. Кроме готовых схем, включающих в себя десятки различных элементов,электронный конструктор "Знаток” предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение, создавая электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Так развиваются творческие способности ребенка.

Абсолютно все дети рано или поздно интересуются устройством различных электроприборов: как устроено радио, почему горят лампочки, как работают звонки, охранные сигнализации и т.п. На такие вопросы достаточно сложно ответить так, чтобы ребенок понял. Ведь приходится оперировать понятиями из физики и электроники. Однако, электронный конструктор "Знаток” позволяет постичь принципы работы электроприборов с помощью практических действий.

Соединяя различные элементы: лампочки, выключатели, транзисторы, электромоторы, ребенок не только знакомится с новыми для себя понятиями, но понимает, как работает окружающая его техника. Дети, освоившие электронный конструктор "Знаток”, вряд ли будут испытывать трудности на уроках физики, труда и информатики.

Обратите внимание, как старательно малыши разбирают на составные части любые игрушки и домашние предметы, которые попадаются им под руку. Особенно, те, что светятся, играют, двигаются. Часто игрушка после таких исследований ломается, родители ругают ребенка, а сам он расстраивается. Подобные ситуации могут начисто отбить стремление к постижению нового и экспериментам. А ведь в результате именно такой исследовательской деятельности малыш познает мир, развивается важнейшая функция мышления - анализ, то есть, умение разложить целое на части. Не менее важным качеством мышления является синтез- составление целого из частей.

Электронный конструктор "Знаток” способствует развитию обеих функций мышления и позволяет ребенку экспериментировать без вреда для его здоровья и без поломки игрушек. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок почувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п. Элементарная физика, на основе которой создан электронный конструктор "Знаток”, вещь настолько увлекательная, что впечатления и восторг от каждого собранного прибора остаются у ребенка надолго! Электронный конструктор "Знаток” абсолютно безопасен, что немаловажно для детей. Он быстро и легко собирается и разбирается.

Электронный конструктор "Знаток” подходит для любого уровня знаний. Даже ребенок 5 лет сможет собрать простые электрические цепи, соединяя по различным схемам те или иные детали. В ходе работы ребенок учится партнерским отношениям, взаимопомощи и взаимопониманию. Интересная совместная деятельность объединяет, способствует формированию таких черт характера, как внимательность, общительность, терпение и аккуратность. Все эти качества незаменимы в жизни.

Меняется мир, меняется сегодня и подход к обучению. На первое место выходит выявление способностей ребенка, индивидуальный подход к нему, и обучение, направленное, прежде всего на то, чтобы заинтересовать детей. Времена зубрежки и принуждения постепенно уходят в прошлое. Последние данные исследований умственного развития школьников убедительно доказали результативность демократического и индивидуального подхода в работе с детьми. Именно поэтому электронный конструктор "Знаток” содержит задания, которые разбиты по уровням сложности, в зависимости от возможностей конкретного ребенка.

Цель и задачи реализуемые при использовании электронного конструктора “Знаток” в соответствии с ФГОС.

Цель: развитие познавательных интересов любознательности и познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
  • Формировать первичные представлений об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов.
  • Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
  • Учить создавать различные модели конструкции по рисунку (схеме), словесной инструкции.
  • Воспитывать навыки коллективной работы, умение распределять обязанности работать в соответствии с общим замыслом.
Электронный конструктор "Знаток" широко используется для проведения опытно-экспериментальной деятельности. Его главная функция - это развитие познавательных интересов, любознательности, познавательной мотивации к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, а также формулировать выводы; Конструктор помогает формированию представлений об окружающем мире, формированию элементарных естественно-научных представлений, имеет возможность развивать зрение, слух, осязание, сенсомоторные способности.

В набор включена целая серия опытов и экспериментов по изучению детьми хроматических (цвета спектра) и ахроматических (белый, черный и оттенки серого) цветов.

Это занимательное пособие позволяет создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявление скрытых свойств объектов.

Развивает умение добывать информацию различными способами, учит определять оптимальный способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Учит детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

С конструктором фирмы "Знаток" можно развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). Потому что каждый вариант сборки несёт в себе некий результат, который побуждает ребёнка проявлять свой интерес к поиску информации.

Его можно применять для закрепления количественного счета, сравнительных величин "длиннее, короче, больше, меньше". Используя провода и монтажную плату можно обучать ориентироваться в пространстве опираясь на сенсорные эталоны,

располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.), а так же учить читать схемы подключения электроприборов.

Конструктор позволяет формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Это побуждает детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной, а педагог имеет возможность расширять представления детей об истории создания предметов.

Экологическое воспитание. Формируя элементарные экологические представления, мы объясняем, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. И электронный конструктор помогает объяснить какие силы природы помогают человеку и какие трудности связаны с добычей энергии.

Социальное окружение. Благодаря конструктору фирмы "Знаток" мы можем расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности. Продолжая расширять представления о людях разных профессий. Например используя детали конструктора как атрибуты в сюжетно-ролевых играх, таких как "Ремонтная мастерская", "Магазин электроники", "Диспетчерская", "Охранная фирма", "Диджей на радио", " и т.п. 
возможны комбинации и с другими наборами)

Особенности реализации опыта работы. 

 

Общий срок реализации исходной программы 9 месяцев (с 03 сентября 2020 г по 31 мая 2021 г) 

Возраст воспитанников от 5 до 7 лет.

Количество воспитанников в группе в текущем году 18 

Количество часов в неделю 1 час. Общее количество часов в год 36 часов.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Знаток» - 9 месяцев. 


Включает в себя 3 этапа: 

1 этап - подготовительный этап (изучение литературы, подбор оборудования, формирование сетки занятий, перспективное планирование); 

2 этап – реализация образовательной деятельности; 

3 этап – заключительный. (Описание проделанного опыта работы). 


Нами проводилась диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной  активности, а также уровня сформированности у детей исследовательских умений и навыков.

Результаты диагностики показали невысокий уровень развития познавательной активности и сформированности исследовательских умений и навыков у детей, что побудило нас к проведению формирующего эксперимента.


Свою работы мы начали с развивающей среды в группе. Были приобретены 5 комплектов электронного конструктора. В группе для них было отведено специальное место, где дети могли в свободном доступе использовать конструктор.

Чтобы детям было интересно исследовать, мы придумали сказочные ситуации, вводили сказочных героев. Детям предлагалось помочь жителям страны “Электричества”, вместе с Фиксиками найти поломку в неисправных электроприборах, оснастить кукольный домик освещением, спасти экипаж космической станции. При этом дети сами выбирали какой именно набор конструктора они будут сегодня использовать.

Данные ситуации способствовали тому, что дети с большим желанием включались в конструирование.

Большой интерес у детей вызывали предметы с необычным эффектом или назначением, ранее не известные детям. Такими предметами были: магнит, световой фонтан, усилитель звука, светочувствительный датчик и т.п.

Большая работа проводилась с родителями. Вместе с детьми им предлагалось выполнить домашние эксперименты по электризации предметов (например, воздушных шариков), получить электричество из картофеля, собрать б/у батарейки и отнести их на переработку в рамках экологического проекта и многое другое.

Дети с восторгом воспринимали любое исследование. Иногда для детей получился совершенно неожиданный результат. Это не останавливало детей и они вновь конструировали, чтобы добиться поставленной задачи. В результате организации конструктивно-исследовательской деятельности мы пришли к выводу, что детям интересны данные занятия. У них развивалась познавательная активность, расширялся кругозор, формировались представления о природных явлениях и труде человека, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле, пластике), о применениях их человеком.

Дети научились делать выводы. Они стали самостоятельными, инициативными, активными, и в этом нам помогла организация конструктивно-исследовательской деятельности детей.



Формы и режимы занятий. 

Построение программы для старшего дошкольного возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрастному периоду детства, и основано на развитии эмоциональной и коммуникативной сферы. Интерес к занятиям повышает применение игровых педагогических технологий, использование занимательных материалов. Применяются элементы технологии проблемного обучения. Технология развивающего обучения и личностно-ориентированный подход способствуют развитию творческой личности. Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, смена видов деятельности, игры) способствуют укреплению здоровья воспитанников. Принципы проведения занятий: - систематичность подачи материала; - наглядность обучения; - цикличность построения занятия; - доступность; - проблемность; - развивающий и воспитательный характер учебного материала. 

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы: 

1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей); 

2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме); 

3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике) 

4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия). 



Ожидаемые результаты: 

В результате освоения Программы воспитанники должны уметь: 

  • организовывать рабочее место; 

  • собирать и анализировать электрические схемы простого уровня сложности; 

  • соблюдать технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий; 

должны знать: 

  • основные элементы электрических схем и способы их обозначения; 

  • основные приемы выполнения работ при сборке простейших электрических цепей; 

  • технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий. 


ЛИТЕРАТУРА 

Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003. 1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Просвещение, 2000. 2. Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009. 3. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.: Просвещение,1984. 4. Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей технических кружков.– М.: Просвещение, 1981. 5. Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования: типовая программа. – М.: Просвещение, 1988. 6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004. 7. Иванов Б.С. Своими руками. – М.: Просвещение, 1984. 8. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО. – 2005. 9. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: учеб.метод. пособ. для психологов и педагогов // Г.В. Резапкина. – М.: «Генезис». – 2006. 10. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: учеб. метод. пособ. 2-е изд // С.Н. Чистякова. – М.: Академия. – 2014. 11. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения: учеб.метод. пособ // под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Академия. – 2014. Интернет-ресурсы: 1. Банк интерактивных профессиограмм Электронный ресурс – Форма доступа: http://prof.labor.ru 2. Все профессиональные психологические тесты Электронный ресурс– Форма доступа: http://vsetesti.ru 3. Компас – ПРО профориентационный портал (Вологодская область) Электронный ресурс– Форма доступа: http://viro-profportal.edu.ru 4. Словари и энциклопедии на АкадемикеЭлектронный ресурс – Форма доступа: http://dic.academic.ru


Курс занятий "Путешествие в страну электричества"



  1. Знакомство с набором “Знаток”. Электрическая цепь

  2. Проводники и изоляторы. Тестер электропроводности

  3. Правила техники безопасности при сборке схем

  4. Условные обозначения элементов электрической цепи

  5. Датчик света

  6. Переключатели

  7. Резистор и переменный резистор

  8. Лампочка и светодиод

  9. Интегральные микросхемы

  10. FM-радиоприемник

  11. Конспект занятия "Знакомство с конструктором Знаток". 6-7 лет.

  12. Конспект занятия по "Изготовлению электронной приборной панели самолета" 6-7 лет.

  13. Конспект занятия "Игры со звуком" 6-7 лет.

  14. Конспект занятия «Приключения на космическом корабле». 6-7 лет

  15. Конспект занятия "Энергия на нашей планете" 6-7 лет.

  16. Конспект занятия "Волшебное электричество". 6-7 лет.


Картотека проектов в подготовительной группе с набором Альтернативная энергия.

ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА. Солнечная батарея.

1. Включение светодиода

2. Рабочий ток светодиода

3. Напряжение светодиода

4. Полярность светодиода

5. Параллельное включение светодиода.

6. Последовательное включение светодиодов.

7. Световой тестер проводимости.

8. Звуковой тестер проводимости.

9. Включение музыкальной схемы.

10. Потребление музыкальной схемы.

11. Напряжение "холостого хода" солнечной батареи

12. Зависимость напряжение от освещаемой площади.

13. Зависимость напряжения от температуры.

14. Влияние стекла.

15. Зависимость напряжения от нагрузки.

16. Ток "короткого замыкания" солнечной батареи"

17. Зависимость тока от нагрузки.

18. Включение электродвигателя.

19. Напряжение электродвигателя.

20. Ток потребления электродвигателя.

21. Деление тока.

22. Включение лампы накаливания.

23. Параллельное включение лампы светодиода.

24. Последовательное включение лампы светодиода.


МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. Ручной генератор.


25. Подключение лампы к генератору.

26. Потребление лампы.

27. Подключение светодиода к генератору.

28. Рабочий ток светодиода.

29. Параллельное подключение светодиодов к генератору.

30. Попеременное включение светодиодов.

31. Последовательное подключение светодиодов.

32. Ток последовательно включенных светодиодов.

33. Последовательное включение светодиода и лампы.

34. Параллельное включение светодиода и лампы.

35. Вентилятор с ручным управлением.

36. Потребление вентилятора.

37. Электронная шарманка.

38. Потребление электронной шарманки.

39. Зависимость усилия от нагрузки.

40. Измерение тока нагрузки.

41. Максимальная нагрузка - параллельное включение.

42. Максимальная нагрузка - последовательное включение.


ЭНЕРГИЯ ВЕТРА. Ветряной генератор.


43. Свет от ветра.

44. Больше света. Параллельное включение.

45. Больше света. Последовательное включение.

46. Ещё больше света.

47. Неэффективное включение.

48. Неэффективное включение. Объяснение.

49. Музыка ветра.

50. Обратная связь.


Картотека проектов в подготовительной группе с набором Свет и Цвет.

  1. “Смешиваем цвет” (стр.13-18)

  2. Изучаем светодиоды. Параллельное включение светодиодов. (стр.19-23)

  3. Изучаем светодиоды. Последовательное включение светодиодов. (стр.24-25)

  4. Изучаем светодиоды. Светодиоды и переменный резистор (стр. 26-28)

  5. Изучаем светодиоды. Светодиод и электродвигатель. (стр.29 - 36)


Картотека проектов в подготовительной группе с набором Игра со светом.

  1. Регулировка красного светодиода.

  2. Регулировка зелёного светодиода.

  3. Регулировка синего светодиода.

  4. Регулировка красного светодиода с выключением.

  5. Регулировка красного и зелёного светодиода с выключением.

  6. Регулировка трёх светодиодов с выключением.

Задачка №1.

Задачка №2.

Задачка №3.

Задачка №4.

Задачка №5.

Задачка №6.

Задачка №7.

Задачка №8.


Картотека проектов в подготовительной группе с набором Ловим движение.

  1. Собираем “Сигнализатор”

  2. Умное освещение дома.

  3. Уличный прожектор.

  4. Последовательное включение сигнализатора и прожектора.

  5. Параллельное включение сигнализатора и прожектора.

  6. Максимальная экономия.

Задачка №1.

Задачка №2.

Задачка №3.


Картотека проектов в подготовительной группе с набором Охраняем Дом.

  1. Знакомимся с сигнальной микросхемой.

  2. Сирена скорой помощи.

  3. Сирена пожарной машины.

  4. Звуки пулемётной стрельбы.

  5. Бесшумный сигнализатор.

  6. Шумный сигнализатор.

  7. Шумныый сигнализатор 2.


Знакомимся с ТРАНЗИСТОРОМ.

  1. Светодиодный сигнализатор на размыкание 1.

  2. Светодиодный сигнализатор на размыкание 2.

  3. Светодиодный сигнализатор на размыкание 3.

  4. Светодиодный сигнализатор на замыкание.

  5. Сигнализация на размыкание.

  6. Бесшумная сигнализация на размыкание.

  7. Сигнализация на замыкание.

Задачка №1.


Картотека проектов в подготовительной группе с набором Чистая энергия.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. Ручной генератор.

- самая простая схема с ручным генератором.

- подключение светодиода.

- два параллельных светодиода.

- попеременное включение.

- лампа и светодиод, включенные параллельно.

- последовательное подключение светодиодов.

- последовательное подключение лампы и светодиода.

- электродвигатель и светодиод, включенные параллельно.

- электродвигатель и светодиод, включенные последовательно.

- длинная последовательная цепь.

- максимальная нагрузка.

- последовательно-параллельное включение.


ЭНЕРГИЯ ВЕТРА. Электродвигатель как генератор.

- Один светодиод.

- Два светодиода, включенные параллельно.

- Смена полярности.

- Светодиод и лампа, включенные параллельно.

- Два светодиода и лампа, включенные параллельно.

- Лампа и светодиод, включенные последовательно.

- Лампа и светодиоды, включенные последовательно.

- Параллельно-последовательное включение лампы и светодиодов.


Задачка 1.

Задачка 2.


Комментариев нет:

Отправить комментарий